Powered By Blogger

Поиск по этому блогу

Обо мне

Моя фотография
Ломоносов, Санкт -Петербург, Russia
Я очень позитивная особа и люблю таких же людей. Люблю детей, солнце, море. детей -- и своих, и чужих. Солнце -- теплое, но не жаркое. Море -- любое, и теплое Средиземное, и свое холодное Балтийское. Я люблю Жизнь.

четверг, 15 октября 2009 г.

"Точка,точка,запятая"

Увидев бурную реакцию на пост о "Девочке и птицелёте" решил продублировать (предварительно откорректировав, исправив и дополнив) свой же старинный пост из своего же ЖЖ на схожую тему - о замечательном во многих смыслах фильме "ТочкаЭ точка, запятая", являющимся экранизацией "киноповести" М.Львовского "Прыжок в высоту". Повесть издавалась всего пару раз (я читал её в "Пионере" в начале 70-х), текст её раздобыть практически невозможно - только отрывок лежит на авторском сайте Львовского, писателя, забытого абсолютно незаслуженно. Из-за недоступности повести вынужден анализировать фильм. Впрочем, разница невелика. Она только в том, что повесть более тонко написана и богаче подробностями.
Считайте, что сказанное о фильме и к повести относится. Впрочем, автор фильма выпятил социологическую составляющую сюжета, которая в повести притушена и смазана. Зато в повести в сравнении с фильмом глубже и достоверней показан "ад первой лювби".
Итак.
Первый раз за последние тридцать лет пересмотрел советский фильм "Точка, точка, запятая", узнав, к своему удивлению, что режиссёром на этой картине работал Александр Митта. Фильм мне очень нравился в подростковом возрасте, он до какой-то степени возвращал мне самоуважение после общения с одноклассниками.
Если кто эту картину не видел (мне странно представить подобное, но в мире всякое бываает), то там показывается заурядный подросток в классе, наполненном отличниками из хороших семей, которые над ним даже не смеются, а просто презирают, подчёркнуто исключая из своего коллектива. В классе появляется новенькая девочка, страдающая застенчивостью, и двое маргиналов проникаются друг к другу симпатией. Главный герой пытается доказать своей приятельнице, что он вовсе не ничтожество, но, посколько он и в самом деле ничтожество (в этом его убеждают все окружающие, начиная с родителей и кончая учителями), из его трагикомических попыток не выходит ничего хорошего. Однако под конец фильма увлечение героя радиотехникой (модное хобби в начале 70-х году) помогает классу выиграть некие соревнования, одноклассники принимают его в свою компанию и девочка улыбается мальчику издалека. А повесть заканчивается - вы не поверите - прощальным поцелуем на аэродроме, ибо девочка исчезает из жизни мальчика по независящим от ней причинам.



Мне нравилось, что мальчишка к финалу социализируется и завоёвывает уважение сверстников. Кое-что меня смущало, но я не мог сформулировать свои претензии и просто отбрасывал их в сторону.
В общем, пересмотрел я этот фильм свежими глазами и, к своему удовольствию обнаружил множество точных мелочей, которые в юности, по наивности и неумению разбираться в жестах людей, не отметил. Например, когда звезда класса зовёт к себе своего шикарного парня, она характерным жестом похлопывает по юбке, как бы подзывая собаку и тот, наскоро попрощавщись со стайкой девочек, с обожанием на него взирающих, мелкой рысцой бежит к "хозяйке". В "Точка, точка, запятая" целая куча таких едких микроэпизодиков, но, увы, все они сосредоточены в первой половине фильма. Начиная с визита отца главгера в школу фильм начинает соскальзывать к барабанно-пионерским клише. Элитарная школа, куда наш заурядный герой попал явно случайно, позиционируется как "самая обычная", азартно издевающиеся над основным персонажем одноклассники почти все вдруг оказываются "золотыми сердцами", а старший пионервожатый с внешностью супермена, как бог из машины, вдруг вламывается в действие и всех ставит на свои места.



Кроме того, в фильме неудачный кастинг на одну из важных ролей: у звезды класса, наглой и самоуверенной любимицы всей школы, недостаточно сексапильная внешность. Девочка хорошая, однако слишком обычная, вдобавок по типажу соответствует не первой половине 70-х, а середине 60-х. Зато её подружка, которую она держит при себе за-ради эстетического контраста (подружка совершенно, как сама выражается, "ни бум-бум"), это стопроцентное попадание! Именно такие симпатичные большеглазые дурочки как раз и крутятся около юбок школьных вамп, надеясь перехватить кусочки с хозяйского стола - в фильме этот аспектик мимоходом обыгрывается.
В общем, обычный для Митты недотяг: великолепная наблюдательность, умение ставить болезненные и интересные проблемы и полная беспомощность при попытках выйти к хэппи-энду.
И всё же достоинства фильма перевешивают его недостатки. Всё же первая половина - подробная, ехидная панорама по школе, констатация факта разделения детей (а значит, их родителей) на элиту и быдло, лирика первого подросткового эротического томления - сделано просто безупречно. Не могу вспомнить ни одного советского школьного фильма, который был бы так точен и достоверен в деталях, но при этом бы не "грузил", не провоцировал бы депрессию (как это обычно бывает в фильмах Асановой).
К фильмам о первой любви "Точка, точка, запятая" относится косвенно. Ничего внятного между мальчиком и девочкой не происходит, потому что они оба слишком робки и неопытны. Это можно было славно обыграть, но, видимо, Митта, в отличие от автора "киноповести", не решился на подобный жест.

источник:http://community.livejournal.com/zabytoe_staroe/338911.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий